Записи с темой: КнИгИ (23)
15:53

Следующей жертвой моего любопытства стала Маленькая красная книжица, или Цитаты Председателя Мао Цзэдуна, 1966 года выпуска.



1. Что написано - автор описывает своё видение идеального общества. Как и в случае с Зелёной книгой Каддафи - это конкретная программа действий политического лидера. Причем отдельные цитаты относятся к периоду гражданской войны, а другие уже к 1957 году, когда Компартия Китая уже победила всех своих врагов. Не все идеи я до конца понял, многие мне не понравились и я считаю их неправильными (либо неправильно переведёнными).



2. Как написано - книга состоит из ряда тем, например коммунисты или армия, по каждой из которых даётся цитата автора на соответствующую тему с указанием источника. Сборник содержит 427 цитат, систематизированных по 33-м тематическим главам и упорядоченных логически. Объём цитат различный — от одного предложения до развёрнутого рассуждения в несколько абзацев. Большинство их взято из группы примерно 20-ти главных работ Мао.
При это заметно, что в разные моменты времени восприятие темы у автора отличается - во время войны он пишет о необходимости сплотиться против японских агрессоров, а после о необходимости беспощадной чистки рядов против соглашателей и оппортунистов.

3. Ценности автора - демократия не особо котируется автором, его основные цели скорее справедливость, порядок и верность делу революции.



4. Цель автора - предоставить в распоряжение читающего (а скорее всего читающий это малограмотный вчерашний крестьянин) набор цитат на все случаи жизни.

5. оппоненты автора - те же, что и у Каддафи - оппортунисты, ревизионисты и империалисты. Как и Каддафи, Мао Цзедун считал советское руководство, в первую очередь Хрущёва, ревизионистами и предателями.



6. Зачем я это читаю - стало интересно сравнить взгляды Мао и Каддафи на справедливое устройство общества.

7. почему именно этот текст - это основополагающий текст китайской идеологии, его изучение до сих пор обязательно, к тому же этот цитатник был популярен среди европейских радикально настроенных студентов в конце 1960-х годов.



8. что я планирую получить от текста - узнать, какое общество китайцы строят вот уже 70 лет, и насколько результат соответствует их ожиданиям. Также очень интересно мнение китайцев о пути СССР.

9. как будут использованы результаты анализа и 10. куда и в какой степени приведет меня результат
эта книга ведёт меня по пути познания законов исторического развития.

@темы: книги, маленькая красная книжица, мао цзедун

По случаю прослушал книгу Муаммара Каддафи. Зеленую книгу Полковника.
Впечатления несколько противоречивые.



1. Что написано - автор описывает своё видение идеального общества. Но это ни в коем случае не утопия - это конкретная программа действий политического лидера. Во многом реализованная программа. С другой стороны есть много такого, с чем я не согласен по сути, много такого, что не было фактически реализовано.

2. Как написано - книга состоит из последовательности тем, по каждой из которых автор дает своё исчерпывающее описание. Темы неравнозначны - от положения женщин и спорта в третьей части до основ государственного устройства и сущности социализма в первой части.

3. Ценности автора - демократия, справедливость, социализм.

4. Цель автора - изложить своё видение идеального мира, показать отличия его понимания социализма от других версий, существующих на момент написания книги (1976-1979 год), вдохновить и воодушевить народ на сопротивление западным странам.

5. оппоненты автора - оппортунисты, ревизионисты и империалисты - золотое трио). Как и Мао Цзедун, Каддафи считал советское руководство ревизионистами и предателями дела мировой революции.

6. Зачем я это читаю - готовился к тематическому мероприятию по современному положению Ливии.

7. почему именно этот текст - это основной программный текст Ливийской революции, который в стране учили как Отче наш.

8. что я планирую получить от текста - знать и понимать, как в Ливии воспринимали общественное устройство, почему часть общества была недовольна общественным строем, какое общество хотел построить Каддафи на чем он погорел.

9. как будут использованы результаты анализа и 10. куда и в какой степени приведет меня результат
эта книга ведёт меня по пути познания законов исторического развития.

@темы: книги, каддафи

За январь месяц, коварно воспользовавшись отпуском, я одолел сразу несколько очень разных и достаточно интересных книг
Попробуем вкратце пройтись по ним, описывая что в них есть ценного и стоило ли их вообще читать.

Первая книга Канеман Дэниэл
Думай медленно, решай быстро / Thinking, Fast and Slow (2011).
Что я могу сказать - гениальная книга.

Прочитал по совету друга, понял что когнитивная психология это именно то, с чего вообще надо изучать современную науку. По сути это краткая инструкция в вашему собственному мозгу.
Вкратце говоря, автор на огромном (я подчёркиваю это - на ОГРОМНОМ) материале доказывает наличие в нашей голове двух независимо работающих систем. Каждая из них умеет взаимодействовать с окружающим миром в свойственном ей режиме, они могут часто переключаться в зависимости от выполнения той или иной задачи, но функционировать единовременно они не способны. Первая система склонна к эвристике - быстрому, упрощённому реагированию на возникающие ситуации. При наличии двух и более вариантов решения она тем или иным способами (Канеман подробно разбирает, какие способы ему удалось выявить) коварная система выбирает один из вариантов, отбрасывая все остальные и даже не сообщая об их наличии. Плюс этой системы - скорость работы, ведь быстрое неправильное решение часто лучше правильного, но подзапоздавшего решения. Однако, в социальном пространстве знание слабых мест системы 1 открывает широчайший простор для разнообразных искажений восприятия, самообманов и манипуляций. Система 2 способна на всестороннее рассмотрение проблемы, рефлексию, на работает медленно и затратно для мозга. Я так сильно подозреваю, что её наличием мы обязаны эволюции и наши предки спокойно бегали по саванне, ведомые и вдохновляемые не знающей колебаний системой 1.
В общем более подробно писать я смысла не вижу, так как эту книгу надо брать в бумаге и конспектировать, заучивая как и книгу Чалдини о манипуляциях. Это некий основной набор инструментов, с помощью которых можно работать другими инструментами. Назовём их книги группы А.)

Вторая книга Докинз Ричард Капеллан дьявола.
Ричард вновь великолепен.

Он ярко и образно описывает отдельные научные проблемы, предлагая им самые замысловатые решения, как бы подсказанные духом зла))). Получается весело и интересно. Однако это явно полемическое публицистическое произведение, которое значительно уступает в моих глазах его основным произведениям. Возможно дело в том, что по сути это просто сборник эссе, написанных в разное время, на разные темы. Возможно его и вовсе не стоило читать.

Третья книга Новак Сергей Книга которой нет.
Случайно купленный тренажер личностного роста. Содержит ряд ценных идей по саморазвитию и может быть рекомендовано широким народным массам. Однако, помочь человеку, который не особо хочет развиваться, на мой взгляд не способен.


Четвёртая книга Стендаль Мари-Анри Бейль Пармская обитель / фр. La Chartreuse de Parme (1839).
Долго и в муках я слушал данное классическое произведение. Насколько мне известно, автор написал его за два месяца, примерно столько же у меня ушло на прослушивание.
Для своего времени это очень яркое, насыщенное событиями и психологическими зарисовками произведение. Я же, как человек, привыкший уже к более сложным и заковыристым сюжетам откровенно зевал, когда читал про интриги провинциального королевства. Описание любовных аспектов и вовсе вызвало у меня тоску, так как было описано в духе романтизма, как "Страдания юного Вертера". Циничный 21 век приучил меня скептически воспринимать фразы типа "она страдала от разлуки 10 лет". Главный герой же и вовсе часто ведёт себя как дебил, с точки зрения современного человека. Допускаю, что почти 200 лет назад люди действительно по-другому воспринимали действительность, иначе строили причинно-следственные связи, но всё же я склонен винить в искажениях художественную форму. Возможно имеет смысл глянуть фильмы по этому произведению.
Хотя кое-что я забыл. Первая часть романа просто великолепна. Юный герой попадает в армию Наполеона во время Ватерлоо. И просто не может понять что за противоестественное безумие тут творится. Что-то похожее понял князь Болконский под небом Аустерлица (наверняка Толстой Стендаля читал и весьма внимательно). Разоблачение милитаристского пафоса в этом романе сделано отлично, с поправкой на век написания я бы даже поставил рядом с Ремарком, который описывал безумие, происходившее примерно в тех же местах на 100 лет позже.



«Извинить бога можно только за то, что его не существует».

Уверен, что "Красное и чёрное" мне понравится больше)


Пятая книга. Бенгсстон Франц Гуннар Драконы моря / шв. Röde Orm (1954)

По рекомендации тов. Гоблина я в один присест прослушал прекрасную историю рыжего Орма, стидизованну.ю под древнескандинавские саги. Прекрасная надо сказать история и отличная начитка. В те времена, когда суровые бородатые вкинги были суровыми бородатыми викингами))))


Мир викингов в общем виде:

1 — Хеллуланд (Страна Каменных Плит).
2 — Маркланд (Лесная страна).
3 — Винландия (Виноградная страна).
4 — Хугин.
5 — Мугин.
6 — Гренландия (Зеленая страна).
7 — Фарерские острова.
8 — Дублин.
9 — Нормандия.
10 — Тингвеллир — место, где собирался самый первый в мире парламент.
11 — Финмарк.
12 — Нидарос (Трондхейм).
13 — Фьорды.
14 — Каупанг.
15 — Йорвик (Йорк).
16 — Вестеръётланд.
17 — Лондон.
18 — Страна Фризов.
19 — Хедебю.
20 — Страна Франков.
21 — Париж.
22 — Рим.
23 — Средиземное море.
24 — Земля слонов.
25 — Лапландия страна колдунов.
26 — Упсала.
27 — Бирка.
28 — Оланд.
29 — Эстеръётланд.
30 — Готланд.
31 — Вендланд.
32 — Миклагард (Константинополь).
33 — Греция.
34 — Суоми.
35 — Белое море.
36 — Бьярмия.
37 — Квенланд.
38 — Старая Ладога.
39 — Карелия.
40 — Хольмгард, или Новгород, — город, основанный шведским князем Рюриком.
41 — Русь.
42 — Днепр.
43 — Киев.
44 — Черное море.
45 — Иерусалим.
46 — Каспийское море.
47 — Серкланд (Страна сарацин).


Кратко содержание Драконов моря:


Прекрасная книга, всем рекомендую)

Шестая книга, тесно связанная с пятой: Сага о Рагнаре Меховые Штаны и его сыновьях / Ragnars saga loðbrókar ok sona hans
Сурово, кратко, брутально, вызвало интерес одолеть-таки сериал "Викинги".
И в качестве вывода - исторические книги куда интереснее второсортной фентази, которую я читал столько лет - будем исправляться.

@темы: книги

КНИГИ - VIII

На лекциях нам все уши прожужжали о Чёрных лебедях Насима Талеба, вот и я в течение 2 недель постепенно приобщился к этой супер популярной книге.

1. Что же пишет автор. Автор рассказывает о своей жизни, карьере в взглядах на природу случайностей в мире. Он приводит множество примеров различных ошибок планирования, неправильного понимания случайностей, различия в видах неопределённостей.



2. Форма изложения - три части, последовательно углубляющие тему. В целом форма произведения - эссе, как бы диалог с читателем. Много риторических приёмов, цитат классиков, полемики. Часто противопоставляется хитрец/ловкач и ботаник/начётчик, персонифицированные в образах Толстого Тони и доктора Джона. Особенно мне запомнилась выдуманная русско-французская писательница, которую я бросился было искать в интернете, дабы прочитать её расхваливаемые автором труды.

Согласно критериям, предложенным автором теории черный лебедь это такое событие, когда:
Событие является неожиданным (для эксперта)
Событие производит значительные последствия
После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым. [источник не указан 225 дней]
С точки зрения автора практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры — это Чёрные лебеди. Примерами Чёрных лебедей являются развитие и внедрение Интернета, Первая мировая война, развал Советского Союза и атака 11 сентября. Талеб также отмечает, что человечество неспособно успешно прогнозировать своё будущее, а уверенность в своих знаниях опережает сами знания и порождает феномен «сверхуверенности»

3. Цель автора показать полную непригодность современных эконометрических методов прогнозирования случайностей. Он беспощадно обличает фанатов гауссианы, называя их слепыми догматиками, ботаниками и другими ругательными словами. Косвенно автор вообще выступает против возможности планирования общественных процессов в стиле Поппера.



4. Противники автора - неокейнсианцы с их сложными экономическими моделями, закостенелая догматическая корпорация лауреатов Нобелевской премии по экономике, безголовые чиновники-бюрократы, порождающие океаны бумажных планов и даже не пытающиеся им следовать, ну а так же весь традиционный список врагов открытого общества - Платон, Гегель, Маркс. Соответственно друзья автора это Хайек, Поппер и Мандельброт.

5. Я прочитал эту книгу потому, что мне о ней прожужжали все уши на лекциях, да и термин Чёрный лебедь не употреблял только ленивый. После Чёрного лебедя я планирую прочитать ещё много книжек "по работе", это и полезно и интересно



6. есть в ней и практическая рекомендация - не пользоваться при прогнозировании экстраполяцией и гауссовым распределением вероятностей, а подучить вместо этого теорию игр и фрактальную математику.



@темы: книги, черный лебедь, талеб

КНИГИ - VI (фиаско)

Настала пора поведать и о моих фиаско. Киз Дэниэл, 1981 год - Множественные умы Билли Миллигана. Книга как-то сразу не пошла, я едва не сломался на списке "действующих лиц", потом просто-напросто запутался в хитросплетении шизы и бросил данное произведение.



Содержание книги довольно интересно. Некий человек начинает нападать на женщин в определённой местности. В конце-концов подозреваемого ловят, им оказывается искомый Билли Миллиган. Однако он выглядит невменяемый, и вот, по мере дальнейшего исследования психиаторв, в билли оказывается целое множество субличностей. Выяснение их количества, происхождения и характеристик составляет основу дальнейшего сюжета.

Более связно содержание излагается так: Этот человек умудрился попасть решительно во все учебники по психиатрии, но такая слава, поверье, ни к чему. Известно широкой общественности об Уильяме Стенли Миллигане стало в семидесятых годах, когда он попался на разбое…
Миллигану предъявили обвинение в изнасиловании нескольких женщин, разбое и краже. Но он ничего не помнил. Потому что злодеяния совершал он… и не он.
Раскол личности Уильяма, скорее всего, прямой результат крайне несчастливого детства, наполненного унижениями, насилием и побоями со стороны неродного отца. Поэтому, не вынеся столь «щедрого» на пинки и действия сексуального характера, мальчик перестал быть целостной личностью и раскололся на осколки. Основных личностей в этом внутреннем мире было десять, всего же их насчитывалось 24. Но основной десяток личностей жестоким образом подавлял все остальные – за недопустимое, аморальное поведение.
Первой личностью был сам Билли. Ему невыносимо, невыразимо тяжело было переживать всю кашу, творящуюся у него в голове, так что ключевая личность этого человека тяготела к самоубийству. Так, в шестнадцать Билли попытался совершить прыжок с крыши многоэтажного дома. Что ж, самоубийство не получилось: остальные личности подавили его, усыпив более, чем на пять лет. Лишь изредка он проявлялся, и каждое такое пробуждение для Уильяма становилось жесточайшим шоком. Бедняга думал, что он мертв.
Вторая личность – Артур, интеллигент и полиглот. Он регулировал взаимоотношения субличностей между собой. Именно этот утонченный англичанин с помощью аналитики и дедукции смог выяснить, что в теле живет не он один. Затем он вычленил остальные субличности и объединил их в «семью».
Рейджен проявлялся в основном в тюрьме, определяя, какая субличность будет действовать далее. На этот период Рейджен был главным. Знал сербский язык, разбирался в оружии и единоборствах.
Алан, хоть и был жуликом, негодяем и лицемером, выпутывал «семью» из любых передряг.
Были еще в Уильяме подросток Денни, юноша Томми, Девид, который получал всю физическую боль, трехлетняя Кристина и девятилетний Кристофер.
Уживалась с этими личностями и Адалана, девушка, застывшая навсегда в девятнадцатилетнем возрасте. Она готовила и следила за хозяйством, была склонна к нетрадиционной сексуальной ориентации, тогда как остальные личности Уильяма Миллигана блюли целибат. Помимо этих личностей было еще тринадцать других. Они были объявлены нежелательными, потому их подавляли основные субличности.



Форма изложения очень интересна, в каком-то смысле это психологический триллер. Автор всё время подчёркивает, что книга полностью основана на реальных событиях. У каждой субличности своя речь, манера поведения и даже уровень интеллекта. Обрадованные психиатры погружаются всё глубже и глубже в историю Билли, находя там стандартный набор персонажа 21 века: домашнее насилие, сексуальные извращения, алкоголизм и депрессия.



Миллиган в суде, 1977 год.

Цель автора очевидна - рассказать удивительную историю и показать, как много мы ещё не знаем о вселенной внутри нас, о собственной душе.

Автор оппонирует упрощённым, бихевиористским моделям человека как разумного автомата, социального животного или злосчастного homo economicus. Видимо, он также оппонировал тем, кто считал Миллигана симулянтом-рецидивистом, заслуживающим пожизненного заключения.



Времени уже прошло много, и я не могу точно вспомнить, чем же мне эта книга так не понравилась. В конце концов теория о том, что два полушария мозга могут поддерживать относительно независимые версии одной и той же личности, не кажется совсем невероятной. Скорее всего, мне просто не хочется, чтобы наша внутренняя вселенная могла быть НАСТОЛЬКО сложна) кто знает, сколько личностей живёт внутри меня, и какая из них пишет этот текст...



@темы: книги, множественные умы билли миллигана, киз

КНИГИ - V

«…Что значит человек,
Когда его заветные желанья –
Еда да сон? Животное – и всё».




На дня прочитал произведение господина Голдинга (англ. Lord of the Flies, 1954 год). До финала дошел через силу, потому как текст вызвал просто физиологическое омерзение. Описание жестокого убийства ребёнка для меня табу. Такие вещи нельзя оправдать никаким художественным замыслом. Роберту Стивенсону, который описывал чудовище во плоти, Мистера Хайда, и в голову не пришло написать, что он может больше чем ударить ребёнка. В 20 веке можно уже и это.

Сюжет вкратце - группа мальчиков после катастрофы самолёта оказывается не тропическом острове. на фоне идиллической природы они постепенно дичают и превращаются в туземцев. Пробуждение звериных инстинктов. Деградация. Первая кровь, убийства и.. и почему-то внезапное "спасение",



Что касается формы произведения, то автор явно вознамерился надругаться над классическими Робинзонадами, весьма популярными в 19 веке. Википедия утверждает, что Роман был задуман как иронический комментарий к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна (1858) — приключенческой истории в жанре робинзонады, где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии.

Дети всё глубже и глубже погружаются в безысходность и животное состояние, важную роль в их жизни начинают играть квазирелигиозные символы и ритуалы, например большая раковина - рог. Тот, кто её держал имел право говорить на общем совете. Важную роль в романе играют маски - накрашенные лица позволяли детям легко отбрасывать нормы морали. Кроме того первая убитая свинья постепенно превратилась в демона, повелителя мух Вельзевула. Видел его только один из мальчиков, но его присутствие ощущали все.



Цель автора гадостна и понятна. Антирационализм, антимодернизм, показать тонкую плёнку цивилизации, скрывающую звериное нутро. Позволю себе длинную цитату:
Человек – это тонкая плёнка между тем, что мы называем «организованными формами существования рода человеческого», или «культурой», или иногда «цивилизацией» (не путать с другими вариантами того же самого определения; «цивилизация» – очень многомерный, многовалентный термин), и зверем. Считается, что именно в этой тонкой плёнке сосредоточено всё доброе, а всё тёмное и злое содержится ниже – в звериной, дочеловеческой толще.
Если бы это было так, то конструкция, конечно, очень страшная: тоненькая-тоненькая плёнка, которая еле держится, – и всё время прорывающиеся сквозь эту плёнку лавы дочеловеческого. Это очень совпадает с концепциями психоаналитиков – не важно, Юнга или Фрейда, тут весь вопрос в том, что такое подсознание. Но главное, что есть вот эта тонкая плёнка сознания, и под ней – гигантские, всё время готовые сокрушить её тектонические массы бессознательного.




Автор, довольно ухмыляясь, как бы говорит нам: @Вы просто голые шимпанзе, более хитрые, более опасные, но всего лишь грязные агрессивные животные, прирождённые убийцы. Никакого рая на земле вам не видать. Homo hominus lupus est@

Я же считаю совсем наоборот:

Но эта картина сейчас, в первое десятилетие XXIвека (да и чуть раньше), не вполне точна. Всё, что мы называем «зверем», на самом деле явление более сложное. Всё это доприродное проникнуто отнюдь не одним только духом тьмы и агрессии, джунглей и войны всех против всех. Оно проникнуто и совершенно другим духом. Речь идёт не только о коллективизме, альтруизме, которые Конрад Лоренц нашёл в пределах дочеловеческих сообществ. Речь идёт и о большем.



Роман «Повелитель мух» считается одним из важнейших произведений западной литературы XX века. В списке The Times «The Best 60 Books of the Past 60 years» он занимает строку лучшего романа 1954 года. Многими критиками произведение рассматривалось как ключевое: Лайонел Триллинг считал, что роман «ознаменовал мутацию в [западной] культуре: Бог, возможно, и умер, но Дьявол расцвёл — особенно в английских общественных школах».

Я прочитал его, чтобы ознакомиться с тем, из чего выросла современная человеконенавистническая идеология, чтобы знать и понимать.
И я запомнил.

@темы: книги, голдинг, повелитель мух

16:48

Перикл

КНИГИ - IV

Следующим аудио произведением, вставшем на моём пути оказалась пьеса Шекспира Перикл, принц Тирский, или просто Перикл. Каюсь, ещё недавно я вовсе не знал о её существовании. А ведь когда-то она была не менее популярна, чем другие широко известные шедевры Шекспира. Возможно дело в том, что, как считается, Шекспир выступал здесь только соавтором.



Сразу отмечу, что к афинскому правителю Периклу данное произведение отношения не имеет, а вот картинка на аудиодиске явно пытается ввести слушателя в заблуждение.

1. Содержание пьесы является переработкой античного романа Аполлоний, царь Тирский.

Жил некогда Антиох, царь Антиохии... отец единственной дочери, первой в мире красавицы. Воспылав преступной страстью к ней и добившись, хотя и путем насилия, своей цели, он решил придумать благовидный предлог, чтобы не выдавать ее замуж; для этого он велел объявить, что всякий жених его дочери должен решить предложенную им загадку, с тем, чтобы, в случае неудачи, поплатиться жизнью. Много князей и вельмож погибло таким образом; наконец из Тира явился знатный юноша Аполлоний свататься за царевну. Антиох предложил ему загадку про свой собственный грех; Аполлоний ее разгадал, но царь не согласился с ее решением и дал ему тридцать дней для приготовления к новой попытке. Юноша, однако, у которого охота стать царским зятем, после такого открытия пропала, до 30 дней истечения бежал в Тир, а оттуда - предвидя, что разгневанный царь не простит ему его прозорливости - на корабле, нагруженном хлебом, в открытое море. Его опасения оказались справедливыми: Антиох поручил верному служителю Талиарху, извести Аполлония; но когда Талиарх явился в Тир, Аполлония там уже не было...

Тем временем Аполлоний приехал в Тарс; здесь он встретил своего гостеприимца... Странгвиллиона... который ему рассказал про царящий в городе голод. Аполлоний дешево продал гражданам свой запас и вырученную сумму употребил на нужды города, за что граждане поставили ему статую на площади; но так как Тарс находился слишком близко к царству Антиоха, то Аполлоний счел за лучшее оставить его и отправиться в киренское Пятиградье...

На пути в Кирену... Аполлония настигла буря; корабль погиб, его одного волны вынесли на берег... Там как раз, по желанию царя Архестрата, происходило состязание в игре в мяч. Аполлоний всех победил, был приглашен к царской трапезе и дело кончилось тем, что он стал зятем киренского царя.

Немного спустя Антиох с дочерью были убиты молнией, и антиохийские граждане избрали царем Аполлония; пришлось последнему опять пуститься в плаванье, на этот раз с молодой беременной женой. Еще во время плаванья царица родила дочь и вслед за тем впала в летаргическое состояние; так как суеверные матросы не терпели присутствия мертвой на корабле, то Аполлоний уложил мнимую покойницу в ящик, вместе с грамотой и грудой золота, и опустил его в море. Но мысль о царской власти ему опротивела... он заехал в Тарс, передал новорожденную... своим гостеприимцам Странвиллиону и его жене Дионисиаде и просил их воспитать ее как свое родное дитя и назвать, по имени города Тарса, Тарсией; после этого он отправился странствовать.

Между тем ящик с телом жены Аполлония пригнало к Эфесу, где его нашел старый врач, Херемон. Грамота гласила, что тот, кто найдет ящик, половину золота употребил бы на похороны, а другую оставил бы себе, и Херемон со своим учеником уже собирался сжечь найденную на костре, как вдруг ученик заметил в ней следы жизни. Вскоре удалось привести ее в сознание; воскресшая царица пожелала быть принятой в число жриц знаменитой эфесской Дианы, что и было ей разрешено>>.

Далее, вкратце, произошло следующее. Тарсия, дочь Аполлония, стала прекрасной девой, но претерпела много невзгод. После многих приключений, Аполлоний, наконец, находит свою дочь и жену, которую считал погибшей. В заключении романа сказано, что Аполлоний занял царский престол в Антиохии и сделал своего зятя Афинагора царем Тира.

Историки думают, что оригинал этого романа был создан даже ранее IV века н.э. и "сделался любимцем читающей публики и испытал столько метаморфоз, сколько ни одно литературное произведение ни до ни после него. Первой метаморфозой была попытка охристианить наш роман: не Диана, а ангел является Аполлонию во сне...", с.4. И так далее. Перечисляется большое количество "христианских модификаций" этого, якобы "античного" сюжета. Отмечается, что Шекспир был не автором, а только окончательным редактором известного "классического" творения. Шекспир переименовал Аполлония Тирского в Перикла. Зачем это было сделано - считается неясным.



2. По форме это классическая пьеса со странтсвиями и приключениями, превозмоганиями и счастливым преодолением рока. Как было указано выше, шекспир и его коллеги-соавторы прошлись напильником по античному сюжету, поменяли имена и некоторые детали, сделав повествование менее языческим.



3. Крайне трудно определеить цель данного произведения. Субъективно могу описать её так - даже в самой сложной ситуации нельзя унывать и складывать руки, необходимо бороться и надеяться на помощь обстоятельств (судьбы, богов, нужное подчеркнуть)

4. ЦЕнности автора и то, за что и против чего он выступает мне не понятны без чтения дополнительной ли тературы, на которое нет времени.



5. Я читал эту книгу в рамках повышения своего общего культурного уровня, не могу сказать что мне было сильно интересно, да и в целом она для меня бесполезна.

@темы: книги, пьесы, шекспир, перикл

КНИГИ 2016 - III

Продолжаю знакомиться с творчеством Ричарда Докинза. Следующей оказалась легкая "популярная" книга под названием "Магия реальности. Как мы узнаем истину" 2013 года.



1. Автор даёт краткое описание современной научной картины мира, уделяя особое влияние самым современным открытиям и своим любимым "эволюционным" аспектам. При этом рассказывается и о радуге, и о землетрясениях, и о сезонах года и о теории вероятностей. В принципе вся школьная программа охвачена.

2. В начале следует общее описание какой-либо сферы жизни, например радуга. Потом приводятся мифологические объяснения, а уже потом научно-популярное объяснение того, как дело обстоит на самом деле.



3. Целью автора является формирование у читателя научной картины мира, а также объяснение самой сущности научного мышления и его принципиального отличия от других форм мышления. В каком-то смысле это аналог нашей энциклопедии "Я познаю мир".

4. Ценности автора очевидны - рационализм, сциентизм, прогрессизм. Вера в торжество разума и науки, удивление и восторг перед бесконечностью загадок Вселенной

5. За что и против чего выступает автор. Объектом добродушной (на этот раз) критики Докинза выступает обывательское мещанское сознание, которое вовсе ничем вокруг не интересуется, либо религиозное мышление, довольствующееся истинами, единожды изложенными в священных книгах.

6. Я продолжаю свою эпопею по формированию научной картины мира, эта книга просто шла следующей по списку. Эти примеры пригодятся мне в общении с неверящими в мощь разума личностями)

Пример другого обзора на эту книгу:
Новая книга Р. Докинза - это беседа с юным читателем. Большинство ее глав озаглавлены вопросом: "Кто был первым человеком?", "Из чего все сделано?", "Что такое радуга?" или "Почему случаются неприятности?" Автор не только старается дать на них доступные и убедительные ответы, но и рассказывает о том, как именно ученые приходят к решению загадок, которые неустанно преподносит человечеству Вселенная. Правда, и сегодня можно объяснить далеко не все, пишет Докинз, но одно из главных достоинств науки состоит в том, "что ученые знают, когда ответ на какой-нибудь вопрос им неизвестен. Они с радостью заявляют о своем неведении. Радость тут уместна, потому что поиски верного ответа - увлекательнейшее занятие".

@темы: книги, Докинз, магия реальности, научная картина мира

Книги 2016 - II

Второй по списку и не помню уже какой по счёту стала аудиокнига Лиона Фейхтвангера "Лжен-Нерон" 1936 года. Отдельно отмечу прекрасные иллюстрации из советского издания 1937 года.



1. Краткое содержание. Восточная часть Римской империи, примерно 80 год нашей эры. Междуречье Тигра и Евфрата представляет собой пограничной полосу между римской провинцией Сирия и могущественным Парфянским царством. Группа местных властителей совместно с римскими диссидентами объявляет горшечника Теренция Максима случайно спасшимся императором Нероном. Лже-Нерон поначалу достигает определённых успехов, пользуясь двоецарствием в Парфии и болезнью императора Тита Флавия. Однако рост противоречий между "чернью" и перешедшими на сторону Лже-Нерона аристократами постепенно сводит его успехи на нет, а с появлением энергичного императора Домициана следует в общем-то закономерный крах претендента. Хитрый раб Кнопс и солдафон Требоний явно копируют Гёббельса и Геринга. Финальные сцены романа, когда троицу пытают римские тюремщики, слепив их в некое подобие трёглавого цербера, явно отсылающего к Апокалипсису, читать было противно и неприятно. Никакого удовлетворения от предсказанных Теренцию-Гитлеру мучений я не ощутил.



2. Форма изложения достаточно любопытна. С одной стороны, это "классический " исторический роман, где действие ведётся от лица нескольких влиятельных персонажей, который частично опирается на реальные свидетельства историков:

In his reign also the False Nero appeared, who was an Asiatic named Terentius Maximus. He resembled Nero both in appearance and in voice (for he too sang to the accompaniment of the lyre). He gained a few followers in Asia, and in his advance to the Euphrates attached a far greater number, 3c and finally sought refuge with Artabanus, the Parthian leader, who, because of his anger against Titus, both received him and set about making preparations to restore him to Rome. (Cassius Dio. Roman History LXVI.19.3.)

Cf. Joann. Antioch.: In Titus' reign . . . a man . . . pretended to be Nero, claiming that he had escaped from the soldiers who had been sent against him and that he had been living in concealment somewhere up to this time. He persuaded many from Asia Minor to follow him, deceiving them by these statements, and as he went on to the Euphrates won over a far greater number. Finally he fled to the Parthians, claiming that they owed him some requital for the return of Armenia. Yet he accomplished nothing commensurate with his purpose, but his identity was discovered and he soon perished. (там же, примечание 1)

Но с другой стороны, роман представляет собой аллюзию на приход к власти Адольфа Гитлера. Автор приводит множество параллелей между древними и современными событиями, хотя большая часть древних им явно выдумана, так как источники крайне скудны. Например поджог рейхстага, в котором обвинили коммунистов уподобляется затоплению города Апомея, в котором обвинили христиан и которое якобы было устроено по указке Лже-Нерона. Кроме того роман явно "заигрывает" с апокалипсисом Иоанна, а также проникнуты пафосными размышлениями о соотношении Востока и Запада, совершенно в духе Киплинга.



3. Цель изложения для меня осталась не вполне ясной. Мне показалось, что автор просто предрекает крах абсолютной власти, не сдерживаемой никакими моральными запретами и пользуется для этого более-менее подходящей аналогией из истории. Кроме того, он вновь декларирует свой излюбленный тезис о необходимости слияния делового и активного Запада с мудрым и утончённым Востоком.



4. Фейхтвангер - гуманист, он верит в необходимость следования моральным законам, в то, что всегда необходимо оставаться человеком. Его интересует поведение людей, оказавшихся в пограничных, "экзистенциальных состояниях". По его мнению, силы разума и добра всё равно будут побеждать зло и невежество. Как - этого я не понял из романа.

5. Автор обличает людские пороки, эгоизм, удовлетворение правителями своих личных амбиций за счёт простого населения, он явно выступает против нацистского правительства Германии. Роман призывает не отчаиваться, верить в свет в конце туннеля. В каком-то смысле это призыв всем сторонникам Разума и Добра сплотиться и вместе противостоять жестокости и невежеству варваров на троне.



6. зачем я это читаю
Из немногочисленного количества начитанных классических произведений я стараюсь выбирать те, которые мне интересны. С этой книгой я угадал.



7. почему именно этот текст
При прочтении трилогии об Иосифе Флавии (ждите эту увлекательнейшую историю в следующей серии) я встретил там намёк на Лже-Нерона, и зная, что у автора есть книга и о нём, я просто не мог её не прочитать.

8. что я планирую получить от текста
в основном эстетическое удовольствие, познавательная ценность крайне низка из-за того, что автор слишком многое присочинил в угоду авторскому замыслу, а также режущие слух анахронизмы - полиция, гвардия, губернатор, пропаганда, гуманизм, воинские звания.



9. как будут использованы результаты анализа и 10. куда и в какой степени приведет меня результат
к сожалению эта книга бесполезна, чисто развлекательное чтиво.


А это хороший отзыв со стороннего сайта)
otzovik.com/review_1016718.html

@темы: книги, история, античность, фейхтвангер, лже-нерон

Книги 2016 - I

Надо же. Целый год не мог пароль вспомнить. Итак, последняя книга это Рассказ предка Ричарда Докинза.



1. Краткое содержание. Автор долго описывает необычное путешествие вглубь времен. Наш вид, человечество постепенно странствует против течения времени, к нему присоединяются сначала ближайшие родственники, как вымершие, например неандертальцы, так и ныне здравствующие шимпанзе. Есть очень запоминающиеся моменты - все млекопитающие, включая давно вымерших количественно просто растворяются в огромной толпе рептилий. А все позвоночные - просто капля в море жизни, по сравнению с насекомыми, моллюсками и прочими мелкими существами. А многие бактерии гораздо ближе к нам, чем к другим бактериям. Но все живые существа на Земле суть одна большая семья.



2. Форма изложения - набор встреч и путешествий странствующих пилигримов, автор часто ссылается на кентервильских пилигримов Чосера (средневековая английская проза). Часто упоминаются образы реки, потока, единой семьи, единообразия всего живого. ВЕсьма необычное впечатление производят "рассказы предков" - в каждом значимом отряде животных Докинз выбирает что-то необычное или значимое, и ведет рассказ от лица этого существа. Мне очень понравился рассказ вечного дитя - Аксолотля.



3. цель автора. ЦЕль данного произведения не является скрытой - всё чётко описано в предисловии. Автор хочет показать, что несмотря на всё разнообразие жизни, мы все потомки одной единственной клетки, существа, рыбы, амфибии, мелкого млекопитающего, полуобезьяны. таким образом, развеивается миф об исключительном положении человека разумного на планете.

4. ценности автора. Докинз является убеждённым сторонником и пропагандистом эволюционной теории Дарвина, прогрессивного модернизма, атеизма. Он считает что наука в принципе способна дать ответы на все вопросы и предложить средства для решения всех проблем и задач, стоящих перед человечеством. Его идеал - это Прогресс, в широком смысле слова.

5. за что и против чего выступает автор. Учитывает кризис западной идеологии и системы образования, Докинз в основом выступает против "внутренних врагов", сторонников "научного креационизма", недоучек, которые постоянно выступают с различными политизированными толкованиями биологических вопросов (от кого произошел человек, как появилась жизнь, как действует естественный отбор). Один из его основных тезисов - если не разбираетесь в вопросе, не надо высказывать своё мнение с уверенностью идиота)

6. зачем я это читаю
Данная книга является частью общего списка книг, написанных Докинзом и который я собираюсь прочитать целиком для повышения своих знаний о естественных науках.

7. почему именно этот текст
Этот текст просто оказался первым по алфавиту из ранее непрочитанных, особой причины не существовало.

8. что я планирую получить от текста
я планирую получить исчерпывающее представление и древе жизни, а также убедиться что в вопросе происхождения человека и жизни в целом за последнее время достигнуты новые и интересные результаты. также мне интересны факты о жизни животных, в том числе такие, которыми можно побивать бытовых креационистов)

9. как будут использованы результаты анализа
эта книга послужила полигоном, чтобы вспомнить навыки анализа текста. Также я продвинусь по своему списку)

10. куда и в какой степени приведет меня результат
Прочитав все книги Докинза и 3-4 других авторов я могу считать себя человеком, обладающим актуальными знаниями базового уровня в области современных естественных наук. без этого моя собственная интеллектуальная жизнь немыслима.

@темы: книги, биология, эволюция, докинз

Это произведение я читал очень долго, почти полгода и без особого удовольствия. Долго и обстоятельно описано угасание купеческого рода, со всеми его многочисленными родственниками и прихлебателями. За тягостными по обьёму описаниями жизненны=х обстоятельств каждого Будденброка тем не менее скрыт глубокий общий смысл. Насколько удалось понять мне, автор старается показать, что четкое следование внутреннему духу бюргерства не приводит к счастливой пасторальной идиллии, вроде той что издевательски описана Гофманов в произведении "Крошка Циннобер". Не уверен на 100%, но мне кажется что тут имеется и заочная полемика с Гёте, уделявшего много вниманию как раз защите бюргерского духа, и с Шиллером, как с оппонентом Гёте.



Наиболее значимая часть романа это мысли и переживания угасающего главы дома, который вроде бы пытается найти утешение уже не в делах, а в религии. К сожалению его религиозные взгляды напомнили мне не христианство в его классической версии,а какую-то разновидность гностицизма. Весь материальный мир тленен, безблагодатен и зол, душа же, чистая и благородная должна вырваться из него и устремиться к свету.
Сестра и брат главы дома представляют собой какие-то пародии на людей, прожигатель жизни и ограниченная до невозможности мещанка.

@темы: книги

Следующей прочитанной мной книгой стали "кольцо царя Соломона" и "Агрессия" Конрада Лоренца. Один из родоначальников этологии - науки о поведении животных и её крупнейший популяризатор рассказывает о сходствах и различиях в поведении животных и людей. Большая часть прочитанного уже так или иначе была мне известна, но удалось узнать и ко-что новое.
1. звуки,издаваемые животными, в большинстве своем отражают их эмоциональное состояние и являются в каком-то смысле безальтернативными, как у людей - зевота. Животные не могут выбирать, издавать эти звуки или нет, наличие или отсутствие слушателя также не влияет на их речь.
2. высочайшая роль условных рефлексов, например преодолевать определённый участок поверхности животное стремится одним и тем же способом, Если переставить камни на пути животного, оно теряется и пытается проложить новый маршрут максимально близко к старому
3. лучший аквариум - это такой аквариум в котором имитируется природная экосистема и который не нуждается в аэрации и фильтрации.
4. скворец - лучшая птица для начинающих
5. многие ритуалы поведения животных имеют понятное и рационально постижимое происхождение от безусловных рефлексов, например жесты агрессии превратились в ритуализованные приветствия
6. многие ритуалы людского поведения могут быть объяснены сходным образом (оскал как исходная форма для улыбки)

@темы: книги, конрад лоренц

17:44

Долгий-долгий перерыв, почти полгода. Это было трудное, но интересное время. Но интересное и счастливое.

Итак, продолжим. Как раз все полгода я читал эпохальный роман Томаса Манна "волшебная гора". Я могу сравнить его только с войной и миром Толстого, больше не с чем просто.

1. Краткое содержание действия Романа. Молодой инженер Ганс Кастроп приезжает в швейцарский высокогорный санаторий для больных туберкулезом. Поводом служит желание Ганса навестить больного кузена Иоахима, однако сразу становится ясно, что ему придется тут подзадержаться. Сначала гостя очень удивляет специфический мир больных, их речи и поведение, но постепенно он проникается санаторием и когда врачи находят болезнь и у него, ни читатели, ни он сам не удивлены этим.
Проходит время и, полностью врастая в Волшебную гору, Ганс утрачивает связь с равниной, превращаясь в образцового больного. Ключевыми темами его жизни становится знакомство с педагогом-гуманистом Сатенбрини, несчастная любовь к странной русской аристократке Клавдии и посещение тяжелобольных. Интересы, поведение, даже внешность Ганса постепенно изменяются, его взгляд на мир становится специфическим, окрашенным его болезнью. Сатенбрини называет его "трудное дитя жизни" и он принимает это наименование. Кроме гуманиста Сатенбрини, оказавшегося к тому же масоном и сторонником прогресса, Ганс и Иоахим становятся слушателями его оппонента, иезуита и анти-прогрессита Нафты. Нафта странным образом сочетает клерикализм и нигилизм, что вызывает постоянные, но явно доставляющие им обоим удовольствие дебаты с Сатенбрини. Критический перелом в жизни Ганса наступает, когда после неудачного объяснения с возлюбленной он сталкивается с решением кузена вернуться в армию досрочно. Испугавшись "равнины", и уже рассматривая санаторий как свой дом и безопасное прибежище, Ганс остаётся. И он остается один. Вскоре Иохаим возвращается, ему стало намного хуже и он умирает фактически на руках Ганса. Спустя долгое время Клавдия возвращается со своим кавалером, весьма странным голландец Пепперкорном. ОН тоже болен, достаточно стар и является каким-то воплощением "силы жизни". Его образ поражает всех вокруг (откровенно говоря и меня он поразил, хотя я и испытал не благоговение, а скорее какую-то оторопь и непонимание его роли в повествовании), он мгновенно становится центром жизни всего общества Волшебной горы. Но и он умирает, Клавдия уезжает.
Постепенно Ганс ощущает некую исчерпанность, всем вокруг завладевает "демон тупоумия", агрессия, нетерпимость. Обостряется и противостояние Сатенбрини и Нафты, по надуманному поводу они начинают дуэль, в ходе которой Нафта погибает. Причем это не случайность, а спонтанное и при этом одновременно продуманное самоубийство. Но и "словно пораженный ударом грома" Ганс не делает ничего. Вообще ничего. Развязка приходит к персонажам романа извне: равнина также захвачена "демоном тупоумия", началась Первая мировая война. И эта новость разрушает, сминает уютную самодостаточную жизнь пациентов, но при этом вызывает у всех ... нет, совсем не страх и не ужас, а одобрение. Не буду пересказывать открытый финал романа, по сути он лишь добавляет и раскрывает уже сказанное.

2. Форма романа сложна и описать её для меня очень сложно, я могу лишь выхватить отдельные запомнившееся приёмы. Во-первых сцена прибытия новичка в санаторий сначала происходит с Гансом, потом в роли новичка оказывается Иохаим, а в третий раз, уже на грани фарса - дядя Ганса. Фантастическое описание природы, которой поначалу любовался герой, странности местной погоды, которые и физически отрезали санаторий от равнины. Относительно развития главных героев у меня не сложилось определенного мнения, с одной стороны оно есть, персонажи меняются, но большая их часть не развивается, а совсем наоборот как бы костенеет. Тягостное впечатление на меня производят и нормы этикета, в которых как в неудобные латы закованы персонажи, нормы говорят им что делать, как делать и чего и как делать "не следует". К сожалению, я ничего не знаю о немецкой легенде о Тангейзере. Вроде бы он встретился на волшебной горе с языческой богиней, провел у нее в плену (или в гостях 7 лет, ровно столько же, сколько Ганс провел в санатории), а потом снова вернулся туда же, уже добровольно.

3. Основная идея Манна, на мой взгляд это развитие болезни в обществе. Непосредственно слово "туберкулёз" вообще не используется, почти всегда это просто "болезнь". Сами больные не воспринимают это как ущербность или ненормальность, скорее как некую метку избранности, аристократичности, сопричастности чему-то особому. В негласной иерархии больных наибольшим авторитетом обладали наиболее страдающие, хотя лежачие и умирающие пациенты по общему согласию находились вне общества, а о смерти как таковой было принято не упоминать вообще.
Автор подробно описывает как возникает, развивается, укрепляется в герое болезнь, постепенно человеческое в Гансе гаснет, чахнет, перерождается. Даже его любовь носит безусловно патологический характер (на мой взгляд). В конечном итоге он тоже приветствует войну как наилучший выход из сложившейся ситуации. Так и всё общество в целом, пораженное социальной болезнью оно уверенно движется к своему краху, затрачивая остатки здоровых сил на бесплодную полемику либералов и консерваторов. Надежды на выздоровление ни для Ганса, ни для общества в целом мне увидеть не удалось.

@темы: книги, Размышлизмы, Волшебная гора, Томас манн

12:51

Юм

Давид Юм наряду с Джоном Локком является важным и очень влиятельным философом западного мира. настало время и мне познакомиться с его работами. К сожалению, в аудиоверсии доступны только краткие версии работ "О познании" и "О морали".



Итак, что же я смог понять из весьма заковыристых и крайне неожиданных по результатам работ Юма?.

1. Всё содержимое наших мыслей составляет два рода: непосредственные впечатления (от органов чувств, эмпирика), и опосредованные идеи (обработанные мозгом впечталения, как бы тени от ранее испытанного).
2. Никаких врождённых идей в голове нет, все идеи есть продукт осмысления некоего уже испытанного опыта.
3. Что такое опыт - я не конца понял (возможно пропустил строгое определение), в первом приближении это испытывание ощущений, то есть отражение действительности человеком.
4. Отсюда Юм делает далеко идущие выводы - мы не можем вообще ничего сказать о внешнем мире, потому что у нас нет непосредственного контакта с ним, только впечатления и идеи. Но и впечатления, и идеи суть явления свойственные человеку, а не воспринимаемому миру. Никакая часть мира не может "проникнуть" в нас никоим образом.
5. Все выводы делаются человеком на основании механизма ассоциаций сходства (похожести), смежности (временной или пространственной) или причинности (под которой Юм понимает только следование одного явления-впечатления за другим).
6. Соответственно Юм доводит до абсолютного завершения принцип индуктивного познания Бэкона-Локка и принцип начинает как бы отрицать сам себя. Чисто эмпирическое (опытное) познание окружающего мира по существу оказывается вовсе не познанием окружающего мира, а неким перекладыванием камушков собственных ощущений, наподобие калейдоскоп.
7. Особенно меня поразило отрицание принципа причинности - Юм справедливо говорит о невозможности полной индукции, а неполная индукция по его мнению, не имеет оснований для сколько-нибудь убедительного обоснования какой бы то ни было связи между двумя явлениями. Даже и полная индукция имеет для него только статистическую вероятность, а не абсолютную истинность.
8. таким образом, Юм просто ограничивает познавательную способность человека пассивным восприятием впечатлений и выстраиваюни из переосмысленный впечатлений-идей неких картин, имеющих весьма слабое отношение к внешнему миру. Причём даже сказать есть ли он, этот внешний мир мы не имеем достаточных оснований.



Мнение Юма о морали как таковой тесно связано с его теорией познания.

1. Мораль Юма сосредоточена не на различении добра и зла, а в основном рассуждает о справедливости.
2. Справедливость - это выражение воли и интересов большинства общества, зафиксированной в юридических письменных законах и неписаных традициях и обычаях
3. В отдельных случаях справедливым решений будет такое, которое идёт в ущерб отдельному члену общества и вообще кажется скорее несправедливым - например заставить бедняка отдать долг богачу, продав его дом. Однако в целом, "статистические" такая справедливость служит интересам членов общества.
4. Индивидуальная мораль заключается в следовании законам и непереступании общественных норм и ограничений.
5. Всякие общечеловеческие ценности Юм отрицает (как и врождённые идеи в познании)
6. "Естественное", догосударственное состояние общества Юм считает не "Золотым веком", а скорее внеморальным обществом,

В целом - мне не понравилось. Скептицизм в его худшей, какой-то беззубо-трусливой разновидности. Даже как логическая игра мне не нравится. Из этой гнили потом вся западная философия пошла, докатившаяся до пост-модернизма и полного расчеловечивания. Что касается глубины мысли - опять же на мой взгляд, до Спинозы очень далеко, с Кантом или древними не сравнить. Хотя лучше чем его предшественник Локк).

@темы: книги, Размышлизмы, Юм

Это 9 мая в встретил не совсем обычным образом - я прослушал дневники одного из вождей Третьего Рейха. Они написаны в марте-апреле 1945 года и содержат в себе весьма много интересного и поучительного. Большую часть времени глава службы пропаганды и по совместительству комендант Берлина приводит сводки о положении на фронтах... Однако гораздо интереснее его комментарии и информация из первых рук о ситуации в берлинском руководстве. Перечислю вкратце наиболее интересные моменты.



1. Геббельс абсолютно не переживает о положении на Восточном фронте, всего опасения связаны с наступление западных армий.
2. Вину за поражение в войне (точнее "трудности") он постоянно возлагает на люфтваффе и лично Геринга.
3. Достаётся от автора и политически несознательных генералам, и недостаточно революционным гауляйтерам (партийным руководителям), и бесполезным дипломатам Риббентропа.
4. Геббельс подробно рассказывает о своих беседах с фюрером, описания их очень интересны, особенно как руки у Гитлера трясутся всё сильнее.
5. Надежды на выживание рейха уже в марте в основном связаны с политическими разногласиями США и Англии с СССР
6. Подробно описываются инициативы Геббельса по созданию партизанского движения, выходу из Женевской конвенции и подготовке Берлина к обороне от советских войск.



очень подробно и обстоятельно автор рассуждает о моральном духе нации, о моральном духе солдат, о том как они взаимосвязаны и какое огромное влияние оказывает умелая пропаганда на положение дел внутри страны и на внешней арене. Итого - он хороший профессионал, читать его интересно и полезно. Но нацистская идеология для него была смыслом жизни и поэтому он безусловно был плохим человеком, врагом нашей страны и всего человечества.

Ну и наиболее запомнившаяся цитата:
Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза состоит из людей классом выше, чем наше собственное. (Запись от 16 марта 1945 г. из дневника Геббельса)

П.С. уже в момент написания своего дневника Геббельс принял решение о самоубийстве. Он и вся его семья приняли яд и были сожжены в подвалах Имперской канцелярии....

@темы: книги, геббельс

11:51

Давно я что-то не писал) пора исправляться. Итак сначала давно откладываемое - книжечки.

Мишель Монтень, опыты в трёх томах.



Совершенно необычная книга, раньше мне такие не попадались. Фактически это поток записей, мыслей автора на разные темы, одна глава может быть посвящена например "лени", а уже следующая - "страху смерти". Мысли автора крайне интересны, отличаются крайним и даже нарочитым субъективизмом. настольные книги автора - это Библия и Плутарх, поэтому любимые свои мысли он сопровождает примерами из библейских легенд, античной истории и современных ему событий 16 века.



К сожалению, до конца дослушать не получилось, уж больно длинно, цветасто и витиевато пишет автор. Видимо это и есть пресловутое французское изящество и остроумие.

@темы: книги, Размышлизмы, Монтень

Очередной прослушанной жертвой моего любопытства стала древняя книга, написанная ещё в 1657-1658 годах. Её автор, Блез Паскаль, выдающийся математик Франции. В юности он отличался слабым здоровьем, но благодаря своей силе воли преодолел все недуги и стал известным математиком и даже (выражаясь языком последующих эпох) естествоиспытателем и просветителем. Однако, однажды с ним произошёл несчастный случай: лошади понесли и его карета едва не упала с моста. пережитое потрясение перевернуло жизнь Паскаля, он обратился к религии и стал ревностным католиком. Но и отбросив прежние занятия, его гениальный ум не мог оставаться в бездействии и он начал постигать религиозные истины столь же рьяно как и некогда математические. Итогом его жизни и стало произведение "Мысли о религии и других предметах".



Паскаль вкратце описывает существо веры, основные спорные вопросы, поднимаемые её ниспровергателями, предлагает своё понимание основных религиозных истин и обрисовывает то, как и почему каждому человеку необходимо познать Бога. Почему-то наиболее известным является один единственный (и на мой взгляд, далеко не ключевой) эпизод или скорее довод из этого произведения, так называемое Пари Паскаля:

Бог есть или нет. На которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности разыгрывается игра, исход которой неизвестен. На что вы будете ставить?

Далее автор считает разумным верить, так как этот вариант не даёт ничего потерять, но сулит получить всё, атеизм же не сулит ничего, но сулит потерять всё.

Откровенно говоря, я вовсе пропустил эту часть книги мимо ушей, меня гораздо больше заинтересовало другое: во-первых я действительно увидел элементы греческой философии, её высшей, диалектической версии, проникшие в самую суть христианства, а не механически сращённые с ним "Отцами церкви". Наряду с весьма дико звучащими доводами о безусловной подлинности и неаллегоричности Ветхого Завета, Новый Завет толкуется вполне в духе Гегеля. религиозные истины признаются одновременно состоящими из двух противоположных и противостоящих друг другу утверждений - например, при причастии гостия и является непосредственным телом Христовым, но и в то же самое время является символом его страданий. Ереси же, по мнению Паскаля проистекают не от отсутствия истины, и лишь от следования одной из её сторон, (то есть абсолютизации правды в ущерб истине, добавил бы я). Так, протестанты отрицают первую часть истины о пресуществлении, полагаю гостию лишь символ. Она безусловно является таким символом, но и не является только символом и даже вовсе не является всего лишь символом. Это отличный пример единства и борьбы противоречий.

Другой пример, который мне попался именно в односторонних, формальных истолкованиях, это размышления Паскаля о сущности человека. Да, человек называется "мыслящим тростником", но это лишь одна стороны, с другой стороны человек - бесконечная Вселенная, единственно существо осознающее свою смертность и способное познать божественное.

Итак, великолепный образец теологического произведения, мостик между диалектикой прошлого и настоящего и просто лучшая из прочитанный мной на настоящий момент религиозных книг.

@темы: книги, Размышлизмы

Запропал на работе на две недели. возвращаюсь)
Итак мне удалось познакомиться с великолепным литературным произведением и снятым по нему более-менее сносным фильмом. Итак, Синухе, египтянин.
Роман основан на одном из древнейших художественных произведений мира:

"Сказание Синухе (Странствия Синухета) — это древнеегипетский рассказ, действие которого происходит во время правления фараонов Аменемхета I и Сенусерта I из XII династии, одно из древнейших сохранившихся произведений художественной литературы. Возможно, рассказ основан на реальных событиях, но египтологи в этом не уверены. Некоторые эпизоды напоминают аналогичные библейские сюжеты, например бой Давида с Голиафом (единоборство Синухе с сирийским богатырём), историю Иосифа, попытки пророка Ионы сбежать от Бога (в случае Синухе — фараона) и притчу о блудном сыне.Это сказание было одним из источников, которые использовал Мика Валтари, взявшись писать исторический роман «Синухе, египтянин» (фин. Sinuhe egyptiläinen). Роман вышел в 1945 и сразу стал бестселлером, переведённым на многие языки и экранизированным в 1954 году, когда вышел фильм Египтянин. Хотя роман Валтари описывает разные исторические эпохи, главный герой носит то же имя и тоже бежит из Египта, чтобы позднее, избежав всех опасностей, вернуться на родину знаменитым." - как утверждает Википедия.



Повествование ведётся от лица скептичного врача Синухе, "который одинок". С самого детства он не может найти себе подходящего места в обществе, будучи подкидышем он чувствует себя неуютно даже в своей собственной семье. Став врачом он прошёл ритуальное посвящение в жрецы, но будучи юным идеалистом совершенно разочаровался в традиционном божестве египтян - Амоне. Благодаря старому знакомому отца, придворному врачу-трепанатору, Синухе попадает во дворец фараона и знакомится с его наследником, будущим Эхнатоном, и молодым воином Хоремхебом.



После определённых событий Синухе вынужден уехать, он путешествует по всем окрестным странам - Сирии, Митанни, Вавилонии, стране Хеттов и Криту, а потом возвращается в Египет. Он становится свидетелем религиозных распрей между последователями Атона и Амона, восстаний, бунтов и краткосрочных правлений новых фараонов.

Особенно мне понравилось описание мышления людей древности, столь похоже на наше по сути и столь отличное в деталях. Воинственные хетты, притворяющиеся мирными варварами, беззаботные критян и мудрые жители Вавилона. Забавные ритуалы и традиции египтян, погребальные ритуалы, храмовые проститутки, приёмы лекарей, традиция перебивать надписи на монументах и многое другое. Но самое запоминающееся - это всевластие жрецов и богов, ложных идолов, как сказали бы христиане 1300 лет спустя. Человеческая жизнь ничего не стоила в те времена, многие были рабами или дикарями.



В общем - это одна из лучших прочитанных мною исторических книг, лучше чем Фараон Пруста или Иосиф и его братья.

@темы: книги, синухе



Огромный роман Томаса Манна я прослушал в аудиоверсии, что заняло у меня примерно три месяца (с середины октября по середину января), так как он занимает около 72 часов времени. К окончанию сюжета я уже плохо помнил начальные события, поэтому впечатление получилось немного смазанным.
Краткое, очень краткое содержание легенды:



"Иаков любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду... И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов... с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю… И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною… …и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных… Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его… Итак, не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших."



По отношению к форме и содержанию романа мои впечатления получились противоречивыми: по форме изложение очень интересно, с отступлениями, параллелями, сюжет неспешно двигается вперёд, превращая "детскую" сказочку из Библии в монументальное полотно жизни далёких от нас времён. Отдельно хочется отметить пролог, который пришлось слушать несколько раз, так как сложнейшее изложение взаимоотношений Тела, Духа и Души одолеть без подготовки оказалось очень трудно. Да и после специального экскурса, я, откровенно говоря, не понял, какое это отношение имеет к Иосифу.



Что касается содержания - мне оно не понравилось, да мне не нравится весь этот сюжет, и отдельные его эпизоды мне тоже неприятны. Наиболее отвратительным выглядит с сцена в маленьком городке, где сыновья Иакова обманным путём истребили всё мужское население города, обратив прочих в рабов. Это отвратительно, и никакого возмездия или даже памяти об этом дальше в повествовании нет. Фанатичная религиозная нетерпимость персонажей невыгодно отличает их от всех соседей: жители Междуречья, Финикии и Египта в целом нейтральны к чужим богам, фараон с интересом изучает историю подвигов Гермеса и так далее, зато "б-гоизбранные" считают всех остальных грязью, недочеловеками и идолопоклонниками. Избранные даже не могут быть наказаны за проступки, только прокляты или благословленны самой невидимой рукой Бога (так и хочется написать невидимой рукой рынка, в стиле Кальвина) , а их потомкам после достанутся неплохие кусочки чужой территории по всей округе будущего Палестины-Израиля. На этом фоне разборки между избранными, посвященные тому, наследуется ли благословение "майоратом"-старшим сыном или произвольной волей нематериальных сил мне чужды и неинтересны.
Многочисленные анахронизмы, режущие мне слух, я списываю на своё плохое знание истории. Но уж о познании Бога разумом применительно к дикарям-пастухам, которые смогли бы придумать такое задолго до Анаксагора, который впервые предложил понятие "нус", (в значении разум, закон, и только потом нус превратился в Логос и так далее), дикарям, самостоятельно занимавшемся теологией в стиле блаженного Августина, и поучающим фараона Эхнатона единобожию, на мой скромный взгляд не уместно говорить.



Стиль романа я назвал бы реализмом, единственный мистический элемент в нём - это появляющийся несколько раз Анубис, указывающий дорогу персонажам и сообщающий им то, что никаким иным образом не могло бы стать им известно при реалистичном развитии обстоятельств. Отдель отмечу возникший у меня интерес к Древнему Египту, который наверняка был "не совсем" таким, как его описывали древние евреи.

Итак, форма изложения и мастерство автора - на высоте, содержание же и выводы автора мне не нравятся, так как мне не нравится весь этот сюжет в его оригинальной библейской версии.

@темы: книги

Сегодня прочитал сборник работ по геополитике, написанных в самом конце царской России, по общим названием
Геополитика и геостратегия [1912]. Автор - Вандам (Едрихин) А. Е.
В первой части идёт обзор европейской истории примерно с середины 17 века, во второй анализируется текущее положение, соответвтующее моменту складывания противостоящих блоков в Европе и скатыванию к Первой Мировой войне.
Автор явно рассматривает развитие общества не с формационной модели, для него каждое государство это единый организм, сражающийся с другими за своё место под солнцем. Этакий социал-дарвинизм в его мягкой форме, как у Герберта Спенсера. Россия, как отдельная цивилизация, является предметом особого внимания Вандама - он совершенно справедливо опасается, что политика России на протяжении 19 века не всегда была правильной и вообще хоть сколько-нибудь выгодной, расписывает многочисленные ошибки и поражения наших царей (поражение в войне с Японией, Крымскую катастрофу, среднеазиатские и турецкие военные конфликты).



Причиной всего этого автор полагает недостаточный уровень понимания нашим руководством происходящих в мире событий. Вместо того, чтобы активно реализовывать собственную стратегию, Россия либо делает необходимое "бессознательно", вопреки и вне воли нчальства, либо судорожно реагирует на внешние обстоятельства и действия других стран.
Такой неосознанной политике автор постоянно противопоставляет анлийскую политику (и иногдаамериканскую, рассматривая США как меньшого братца Великобритании), основанную на холодном расчёте выгод и затрат. Подробно описаны противостояния Англии с Голландией, Испанией, Францией и ведущее в 1912 году противостояние с Германией. Автор ставит чёткую цель - не позволить втянуть Россию в бессмысленную и уже преугадываемую Вандамом Первую Мировую войну с центральными державами. К сожалению, его предостережения не были услышаны.

В пользу автора как специалиста по геополитике говорит его прогноз на будущее - Германия терпит поражение в войне, Россия выходит из войны из-за революционных потрясений. После этого Германия спутся некоторое время, будучи отрезанной от колоний и Азии, устремляет свои реваншистские устремления на ослабленную смутой Россию. Потом англичане разбираются с победителем и устанавливают тотальное господство над планетой. По состоянию на начало 2014 года можно с сожалением констатировать - автор во многом оказался прав. Как разбитая в 1871 году Франция откатилась к границам 1522 года и фактически стала протекторатом англо-саксов, так и мы оказались в границах времён Ивана Грозного, с пограничным Воронежем-Смоленском иугрозой бунта на юге и востоке.



Мое мнение - англичане получили эти "бонусы" не в силу каких-то субъективных причин, основанных на расе, погоде, географическом положении и т.п., а в силу более высокой стадии общественного развития: они первыми добрались до стадии развитых капиталистических отношений. Вспомним Россию начала 17 века - отбиваться от менее развитых соседей-азиатов она могла, бороться с поляками-литовцами могла с переменным успехом, а вот против развитых шведов и немцев сделать не могла ничего. А после петровского рывка - уже могла. И хотя Англия не была хронологически первым подлинно капиталистически государством, уступая пальму первенства той же Голландии, но вырвала у неё "право первородства" в ожесточённых войнах (которые Вандам, на мой взгляд, ошибочно рассматривал как первый акт противостояния остров-континент). Венецию можно рассматривать как прото-капиталистическое государство, разработавшее некую модель общественного устройства ещё в 15-16 веках, гораздо более консервативную, чем скажем француское буржуазное государство 19 века, и прижившуюся с некоторыми изменениями и модификациями сначала в Голландии, а потом и в Англии. В какой-то момент консерватизм и внутренняя ограниченность этой модели позволили "младшему братцу" сначала потеснить, а потом и отодвинуть Англию с позиции мирового гегемона, так как в США развитие капиталистических отношений сдерживалось значительно меньше, нежели в Старом свете.



Ситуация же начала 21 века прискорбно напоминает описываемую Вандамом. Континентальные государства проигрывают островным гегемонам стратегическую партию, иногда одерживая победы контр-ударами. Бывшие континентальные державы, прежде всего Германия, Франция, Испания, Япония, Турция и ряд иных - верные подручные, отдельные трепыхания которых легко просчитываются и также идут на пользу глобальной стратегии.
Даже мировой интернационал ваххабитов присутствует, направляя свои действия "почему-то" против континентальных государств и нелояльных подручных.
Оставшиеся государства это Китай, Иран, Россия (с оговорками), несколько стран Южной Америки, Сирия да Корея. Именно они и образуют совеменную "ось зла". Сможет ли эта "ось" учесть ошибки предшественников и стать государствами-для-себя покажет ближайшее время, самое ближайшее.

@темы: книги, размышлизмы