Книги 2016 - II
Второй по списку и не помню уже какой по счёту стала аудиокнига Лиона Фейхтвангера "Лжен-Нерон" 1936 года. Отдельно отмечу прекрасные иллюстрации из советского издания 1937 года.

1. Краткое содержание. Восточная часть Римской империи, примерно 80 год нашей эры. Междуречье Тигра и Евфрата представляет собой пограничной полосу между римской провинцией Сирия и могущественным Парфянским царством. Группа местных властителей совместно с римскими диссидентами объявляет горшечника Теренция Максима случайно спасшимся императором Нероном. Лже-Нерон поначалу достигает определённых успехов, пользуясь двоецарствием в Парфии и болезнью императора Тита Флавия. Однако рост противоречий между "чернью" и перешедшими на сторону Лже-Нерона аристократами постепенно сводит его успехи на нет, а с появлением энергичного императора Домициана следует в общем-то закономерный крах претендента. Хитрый раб Кнопс и солдафон Требоний явно копируют Гёббельса и Геринга. Финальные сцены романа, когда троицу пытают римские тюремщики, слепив их в некое подобие трёглавого цербера, явно отсылающего к Апокалипсису, читать было противно и неприятно. Никакого удовлетворения от предсказанных Теренцию-Гитлеру мучений я не ощутил.

2. Форма изложения достаточно любопытна. С одной стороны, это "классический " исторический роман, где действие ведётся от лица нескольких влиятельных персонажей, который частично опирается на реальные свидетельства историков:
In his reign also the False Nero appeared, who was an Asiatic named Terentius Maximus. He resembled Nero both in appearance and in voice (for he too sang to the accompaniment of the lyre). He gained a few followers in Asia, and in his advance to the Euphrates attached a far greater number, 3c and finally sought refuge with Artabanus, the Parthian leader, who, because of his anger against Titus, both received him and set about making preparations to restore him to Rome. (Cassius Dio. Roman History LXVI.19.3.)
Cf. Joann. Antioch.: In Titus' reign . . . a man . . . pretended to be Nero, claiming that he had escaped from the soldiers who had been sent against him and that he had been living in concealment somewhere up to this time. He persuaded many from Asia Minor to follow him, deceiving them by these statements, and as he went on to the Euphrates won over a far greater number. Finally he fled to the Parthians, claiming that they owed him some requital for the return of Armenia. Yet he accomplished nothing commensurate with his purpose, but his identity was discovered and he soon perished. (там же, примечание 1)
Но с другой стороны, роман представляет собой аллюзию на приход к власти Адольфа Гитлера. Автор приводит множество параллелей между древними и современными событиями, хотя большая часть древних им явно выдумана, так как источники крайне скудны. Например поджог рейхстага, в котором обвинили коммунистов уподобляется затоплению города Апомея, в котором обвинили христиан и которое якобы было устроено по указке Лже-Нерона. Кроме того роман явно "заигрывает" с апокалипсисом Иоанна, а также проникнуты пафосными размышлениями о соотношении Востока и Запада, совершенно в духе Киплинга.

3. Цель изложения для меня осталась не вполне ясной. Мне показалось, что автор просто предрекает крах абсолютной власти, не сдерживаемой никакими моральными запретами и пользуется для этого более-менее подходящей аналогией из истории. Кроме того, он вновь декларирует свой излюбленный тезис о необходимости слияния делового и активного Запада с мудрым и утончённым Востоком.

4. Фейхтвангер - гуманист, он верит в необходимость следования моральным законам, в то, что всегда необходимо оставаться человеком. Его интересует поведение людей, оказавшихся в пограничных, "экзистенциальных состояниях". По его мнению, силы разума и добра всё равно будут побеждать зло и невежество. Как - этого я не понял из романа.
5. Автор обличает людские пороки, эгоизм, удовлетворение правителями своих личных амбиций за счёт простого населения, он явно выступает против нацистского правительства Германии. Роман призывает не отчаиваться, верить в свет в конце туннеля. В каком-то смысле это призыв всем сторонникам Разума и Добра сплотиться и вместе противостоять жестокости и невежеству варваров на троне.

6. зачем я это читаю
Из немногочисленного количества начитанных классических произведений я стараюсь выбирать те, которые мне интересны. С этой книгой я угадал.

7. почему именно этот текст
При прочтении трилогии об Иосифе Флавии (ждите эту увлекательнейшую историю в следующей серии) я встретил там намёк на Лже-Нерона, и зная, что у автора есть книга и о нём, я просто не мог её не прочитать.
8. что я планирую получить от текста
в основном эстетическое удовольствие, познавательная ценность крайне низка из-за того, что автор слишком многое присочинил в угоду авторскому замыслу, а также режущие слух анахронизмы - полиция, гвардия, губернатор, пропаганда, гуманизм, воинские звания.

9. как будут использованы результаты анализа и 10. куда и в какой степени приведет меня результат
к сожалению эта книга бесполезна, чисто развлекательное чтиво.
А это хороший отзыв со стороннего сайта)
otzovik.com/review_1016718.html
Второй по списку и не помню уже какой по счёту стала аудиокнига Лиона Фейхтвангера "Лжен-Нерон" 1936 года. Отдельно отмечу прекрасные иллюстрации из советского издания 1937 года.

1. Краткое содержание. Восточная часть Римской империи, примерно 80 год нашей эры. Междуречье Тигра и Евфрата представляет собой пограничной полосу между римской провинцией Сирия и могущественным Парфянским царством. Группа местных властителей совместно с римскими диссидентами объявляет горшечника Теренция Максима случайно спасшимся императором Нероном. Лже-Нерон поначалу достигает определённых успехов, пользуясь двоецарствием в Парфии и болезнью императора Тита Флавия. Однако рост противоречий между "чернью" и перешедшими на сторону Лже-Нерона аристократами постепенно сводит его успехи на нет, а с появлением энергичного императора Домициана следует в общем-то закономерный крах претендента. Хитрый раб Кнопс и солдафон Требоний явно копируют Гёббельса и Геринга. Финальные сцены романа, когда троицу пытают римские тюремщики, слепив их в некое подобие трёглавого цербера, явно отсылающего к Апокалипсису, читать было противно и неприятно. Никакого удовлетворения от предсказанных Теренцию-Гитлеру мучений я не ощутил.

2. Форма изложения достаточно любопытна. С одной стороны, это "классический " исторический роман, где действие ведётся от лица нескольких влиятельных персонажей, который частично опирается на реальные свидетельства историков:
In his reign also the False Nero appeared, who was an Asiatic named Terentius Maximus. He resembled Nero both in appearance and in voice (for he too sang to the accompaniment of the lyre). He gained a few followers in Asia, and in his advance to the Euphrates attached a far greater number, 3c and finally sought refuge with Artabanus, the Parthian leader, who, because of his anger against Titus, both received him and set about making preparations to restore him to Rome. (Cassius Dio. Roman History LXVI.19.3.)
Cf. Joann. Antioch.: In Titus' reign . . . a man . . . pretended to be Nero, claiming that he had escaped from the soldiers who had been sent against him and that he had been living in concealment somewhere up to this time. He persuaded many from Asia Minor to follow him, deceiving them by these statements, and as he went on to the Euphrates won over a far greater number. Finally he fled to the Parthians, claiming that they owed him some requital for the return of Armenia. Yet he accomplished nothing commensurate with his purpose, but his identity was discovered and he soon perished. (там же, примечание 1)
Но с другой стороны, роман представляет собой аллюзию на приход к власти Адольфа Гитлера. Автор приводит множество параллелей между древними и современными событиями, хотя большая часть древних им явно выдумана, так как источники крайне скудны. Например поджог рейхстага, в котором обвинили коммунистов уподобляется затоплению города Апомея, в котором обвинили христиан и которое якобы было устроено по указке Лже-Нерона. Кроме того роман явно "заигрывает" с апокалипсисом Иоанна, а также проникнуты пафосными размышлениями о соотношении Востока и Запада, совершенно в духе Киплинга.

3. Цель изложения для меня осталась не вполне ясной. Мне показалось, что автор просто предрекает крах абсолютной власти, не сдерживаемой никакими моральными запретами и пользуется для этого более-менее подходящей аналогией из истории. Кроме того, он вновь декларирует свой излюбленный тезис о необходимости слияния делового и активного Запада с мудрым и утончённым Востоком.

4. Фейхтвангер - гуманист, он верит в необходимость следования моральным законам, в то, что всегда необходимо оставаться человеком. Его интересует поведение людей, оказавшихся в пограничных, "экзистенциальных состояниях". По его мнению, силы разума и добра всё равно будут побеждать зло и невежество. Как - этого я не понял из романа.
5. Автор обличает людские пороки, эгоизм, удовлетворение правителями своих личных амбиций за счёт простого населения, он явно выступает против нацистского правительства Германии. Роман призывает не отчаиваться, верить в свет в конце туннеля. В каком-то смысле это призыв всем сторонникам Разума и Добра сплотиться и вместе противостоять жестокости и невежеству варваров на троне.

6. зачем я это читаю
Из немногочисленного количества начитанных классических произведений я стараюсь выбирать те, которые мне интересны. С этой книгой я угадал.

7. почему именно этот текст
При прочтении трилогии об Иосифе Флавии (ждите эту увлекательнейшую историю в следующей серии) я встретил там намёк на Лже-Нерона, и зная, что у автора есть книга и о нём, я просто не мог её не прочитать.
8. что я планирую получить от текста
в основном эстетическое удовольствие, познавательная ценность крайне низка из-за того, что автор слишком многое присочинил в угоду авторскому замыслу, а также режущие слух анахронизмы - полиция, гвардия, губернатор, пропаганда, гуманизм, воинские звания.

9. как будут использованы результаты анализа и 10. куда и в какой степени приведет меня результат
к сожалению эта книга бесполезна, чисто развлекательное чтиво.
А это хороший отзыв со стороннего сайта)
otzovik.com/review_1016718.html